Как отличить правильное и эффективное кормление грудью от неправильного и неэффективного?

Многие мамы начинают переживать, когда видят, что их ребенок сосет язык. Родители не знают, что делать в этой ситуации и нужно ли отвлекать малыша от этого занятия. На самом деле такое поведение ребенка неопасно, если происходит нечасто. Если же кроха сосет язык постоянно, то в конечном итоге эти действия приведут к неприятным последствиям в будущем. В случае такого неоднозначного поведения, следует сразу попробовать разобраться, в чем причина, чтобы избавиться от этой вредной привычки.

Правильное эффективное сосание груди

Хорошее приложение к груди и ее эффективное сосание малышом наблюдается при следующих признаках:

  • Большая часть ареолы, включая сосок, находятся во рту малыша.
  • Грудь втянута в рот, образуя длинный «сосок», но сам сосок занимает около трети пространства во рту. Ареола почти не видна.
  • Ребенок сосет грудь, а не сосок. Его рот широко открыт, подбородок прижат к груди матери, а губы вывернуты наружу, голова слегка запрокинута.
  • Язык ребенка направлен вперед к нижней десне, сложен с краев, чтобы образовать ложе для соска. Когда ребенок сосет, волна проходит вдоль языка спереди назад, прижимая сосок и часть груди к жесткому небу, чтобы выжимать молоко из груди в рот для проглатывания.
  • Собственно всасывание младенец использует главным образом для того чтобы втянуть ткани груди в рот и удерживать их там.
  • Когда ребенок хорошо приложен и правильно присосался к груди, его ротик и язык не трут и не травмируют кожу соска и ареолы.
  • Младенцу удобно, а процесс кормления приятен для матери. Она не чувствует боли.

Если ребенок хорошо приложен к груди, то и сосать молоко он сможет эффективно. На это будут указывать следующие признаки: младенец делает медленные видимые сосательные движения. Глотания слышны примерно раз в секунду. Иногда малыш делает паузу на несколько секунд, позволяя молоку заполнить ротик. Когда ребенок начнет сосать снова он может это делать сначала несколько быстрее, стимулируя подачу молока, и после этого переходя на медленные глубокие сосательные движения. Щеки ребенка оставаться округлым в процессе кормления. К концу кормления сосание обычно замедляется, движения становятся реже и сопровождаются более длительными паузами. Важно чтобы ребенок продолжал сосать, так как в это время поступает богатое жирами «заднее» молоко. Когда ребенок насыщается, он сам спонтанно освобождает грудь. Сосок в это время может выглядеть растянутым, но он принимает исходную форму за несколько секунд.

Как отучить сосать язык грудного ребенка

Младенцу можно дать соску-пустышку, так его потребность будет удовлетворена. При прорезывании зубов, необходимо предложить малышу специальную игрушку, которая называется прорезыватель. Она может быть в виде кольца прозрачного и заполненного гелем. Его можно предварительно охладить в холодильнике — это поможет успокоить все дискомфортные ощущения во время прорезывания зубов. Не забывайте так же уделять малышу больше свободного времени, общаться с ним, гулять, проявлять любовь и ласку.

Неправильное и неэффективное сосание груди ребенком

Признаки того, что ребенок неправильно приложен к груди и сосет ее неправильно:

  • Во рту младенца находится лишь сосок, а не ткани груди. Ареола в этом случае хорошо видна, а ротик ребенка открыт не широко. Губы завернуты внутрь или вытянуты трубочкой.
  • Язык ребенка не вытянут и не может достать до груди, чтобы выжимать из нее молоко.
  • Процесс кормления неудобен или тягостен для матери, вызывает боль в сосках и их повреждение (трещины).

Ребенок, который плохо приложен к груди, скорее всего, и сосать будет неэффективно. Он может сосать быстро, но при этом будет очень редко глотать, а щеки его будут втягиваться внутрь. Когда ребенок перестает сосать и освобождает грудь, сосок может длительное время оставаться расплющенным или иметь следы сдавливания.

Когда ребенок неэффективно сосет, то и молоко плохо поступает в сосок. В результате из-за нарушенного оттока молока могут возникать закупорки молочных протоков и маститы. Если ребенок потребляет недостаточно молока, это приведет к плохому набору веса. Также в таких случаях ребенок может оказываться от груди. Либо наоборот, ребенок будет сосать слишком долго и хотеть есть слишком часто, что приведет к рефлекторной стимуляции выработке излишнего количества молока.

Причинами неэффективного прикладывания и сосания груди могут служить:

  • Использование бутылочки для кормления и сосок, которые изменяют моторные стереотипы сосания у ребенка на неправильные: ребенок начинает сосать не грудь, а сосок – также как и соску.
  • Функциональные трудности, такие как плоские и втянутые соски, или очень маленький или слабый младенец.

Однако наиболее важными причинами являются неопытность матери и отсутствие квалифицированной помощи со стороны медицинских работников, которые ее посещают. Многим матерям нужно квалифицированная помощь консультанта по грудному вскармливанию в первые дни кормления для того, чтобы ребенок хорошо прикладывался и сосал грудь.

С чем связана слабость сосательно-глотательного рефлекса?

Снижение рефлекса у грудничков обусловлено такими причинами:

  • родовые травмы, гипоксия плода (в родах или внутриутробная), которые привели к поражению нервной системы;
  • паралич или парез черепно-мозговых нервов (блуждающего, тройничного, лицевого, подъязычного и языкоглоточного);
  • тяжелые заболевания внутренних органов, сопровождающиеся выраженной слабостью, вялостью, недомоганием;
  • плоская форма сосков у матери;
  • умственная отсталость;
  • поражение слизистой оболочки полости рта (стоматит);
  • заболевания, при которых нарушается дыхание через нос (ОРВИ, острый или хронический ринит любого происхождения).

Детки с ослабленным рефлексом вяло сосут грудь или соску бутылочки либо вообще отказываются от еды, быстро засыпают при кормлении. Таких малышей выписывают домой только тогда, когда они уже научатся хорошо сосать. В дальнейшем они должны наблюдаться у невролога, чтобы не пропустить неврологическую патологию.

Вызов специалиста по грудному вскармливанию на дом

В детских медицинских центрах группы мы знаем, что самым удобным местом для консультаций по грудному вскармливанию является свой собственный уютный дом:

  • Специалист приедет к Вам в удобное время. Вам не придется ехать в клинику и ждать в очереди. Также консультации могут проводиться прямо в роддоме (при допустимости посещений) или в медицинском центре.
  • Привычная домашняя обстановка облегчает проведение консультации и для мамы и для ребенка.
  • В домашних условиях консультант сможет уделить больше времени и ребенку, и родителям.
  • Консультант всегда находится на расстоянии телефонного звонка: днем и ночью (ночью можно позвонить в контактный центр или написать консультанту, консультант ответит при первой же возможности), в будни и в выходные.
  • Поддержка специалиста – это не разовые консультации, а сопровождение: консультант вновь навестит маму и малыша при необходимости через 2-4 недели, чтобы проверить, как проходит кормление и идет набор веса у малыша.

Кроме вызова на дом специалиста по грудному вскармливанию, на дом можно вызвать врачей основных специальностей: педиатра, хирурга, аллерголога, уролога, пульмонолога, гематолога, дерматолога, окулиста, ЛОР-врача, ортопеда, гастроэнтеролога и остеопата. Также на дому можно осуществить забор анализов, проведение физиопроцедур и массажа. На дому могут проконсультировать и провести мастер-класс консультанты по грудничковому плаванию.

Узнайте о спецпредложении «Комплексный осмотр на дому»: удобство данной программы заключается в том, что вы можете выбрать из списка детских врачей именно тех специалистов, которые нужны вашему ребенку и индивидуальный набор медицинских услуг со скидкой 20%!

В качестве вывода

Отучаться от этой вредной привычки нужно, однако если ничего не получается, то следует остановиться и перевести дыхание. Сосание пальчиков, конечно, тревожащий признак, который требует реагирования взрослых. Однако и считать его катастрофой нельзя.

Специалисты рекомендуют действовать последовательно и с максимальной осторожностью. Заставлять ребёнка нельзя, наказание также не поможет в деле борьбы с вредной привычкой.

Выбор предпочитаемого метода будет зависеть от нескольких факторов, среди которых возраст ребёнка, причины возникновения негативного пристрастия. Лучше отказаться от жёстких методов вроде мазания пальцев горчицей или связывания рук.

Таким образом, процесс отучения от привычки посасывать палец может занять немало времени. И всё же отчаиваться не стоит. Маме нужно набраться сил и терпения, и малыш обязательно совсем скоро откажется от идеи тянуть кулачок в рот.

Преимущества вызова на дом специалистов ГК «Вирилис»

  • Выезд в любой район города и области без ограничений.
  • Для получения медицинской помощи не требуется страховой полис, регистрация или гражданство.
  • Оказание помощи детям любого возраста.
  • Опыт ответственного лечения детей в Санкт Петербурге с 1991 г.
  • 6 собственных детских медицинских центров с 650 специалистами 49 специальностей.
  • Возможность проведения диагностики и продолжения лечения в наших клиниках.
  • Координация с другими врачами клиник ГК «ВИРИЛИС»: мы – единая команда, а не отдельные врачи из «мобильной» клиники.
  • Круглосуточный контактный центр.
  • Выдача официальных медицинских справок и документов.
  • Возможность покупки пакета комплексной медицинской программы для ребенка, в том числе пакеты «Экстренная помощь» и «Комплексный осмотр на дому».
  • Специальные медицинские программы для новорожденных и грудничков.

Чем опасно отсутствие сосательно-глотательного рефлекса?

На восстановление рефлекса сосания уходит немало времени, однако при грамотных слаженных действиях медиков и родителей ребенка возможен благоприятный прогноз. Дети догоняют своих ровесников в развитии к концу первого года жизни (реже — третьего).

Если безусловный рефлекс восстановить не удается, возможны два варианта развития событий:

  • Ребенок умирает от истощения.
  • Дальнейшее кормление через зонд. Большинство таких детей не доживают до года, часть их них может протянуть до 2-3 лет. Смерть связана, в первую очередь, с нарушением деятельности пищеварительного тракта.

На что влияет положение языка?

Язык принимает участие во многих важных процессах:

  • определяет вкус и температуру пищи;
  • помогает в перемешивании пищи и слюны, запуская процесс пищеварения;
  • обеспечивает глотание;
  • участвует в формировании речи.

А еще, совершая несколько тысяч движений в сутки (только глотательных движений около 2000), язык участвует в формировании свода нёба и прикуса.

Соотношение челюстей в прикусе имеет тесную взаимосвязь с позицией головы относительно тела и осанки в целом.

Прикус — это взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей во время их плотного смыкания. В зависимости от возраста прикус может быть молочным, сменным и постоянным. Классификации прикуса не тема этой статьи, поэтому остановлюсь только на описании физиологического прикуса, который характеризуется следующими признаками:

  • не нарушает процесс приема пищи;
  • не искажает речь;
  • не портит внешние характеристики лица.

При полном смыкании зубов физиологический прикус отвечает следующим показателям:

  • верхний зубной ряд закрывает собой треть нижнего зубного ряда;
  • все противопоставленные жевательные зубы верхней и нижней челюстей хорошо смыкаются друг с другом;
  • условная центральная линия, проведенная по лицу вертикально, делит челюсти на одинаковые половины.

Заранее прошу прощения у врачей-ортодонтов, за такое упрощенное описание физиологического прикуса и может быть еще какие-то неточности. Надеюсь, смысл статьи от этого не пострадал.

Для правильного роста зубов в полости рта должно образоваться так называемое миодинамическое равновесие, то есть давление языка изнутри на зубной ряд верхней челюсти должно соответствовать давлению мышц губ и щёк снаружи.

В норме, кончик языка в нейтральном положении, располагается за верхними резцами, не касаясь их. Там, где язык находится, когда мы произносим звук «Н», в так называемой «точке покоя». Во время каждого глотательного движения, спинка языка прижимается к небу, стимулируя рост верхней челюсти в ширину, улучшая кровоснабжение носо-и ротоглотки и повышая таким образом местный иммунитет. Правильное положение языка в покое и при глотании возможно только при носовом дыхании, рот при этом должен быть закрыт. При носовом дыхании , весь вдыхаемый воздух успевает очистится, согреться. Поток воздуха, проходя через носовые раковины, также стимулирует рост верхней челюсти в ширину и гармоничный рост всей средней трети лица.

Теперь остановлюсь немного на сменном прикусе и проблемах формирования физиологического прикуса, которые становятся очевидными именно во время смены зубов. Обычно это возраст начиная с 4-5 лет до 12-14 лет. Во время сменного прикуса происходит наиболее интенсивный рост челюстных костей, поэтому коррекция прикуса так же наиболее эффективна именно в это время.

У детей , которые дышат через рот , формируется так называемый «аденоидный» тип лица, лицо при этом становится узким и длинным — вытянутым. Узкие челюсти обусловливают недостаток места для постоянных зубов, то есть их скученность. Готическое небо и недостаток места для спинки языка создаёт проблемы со звукопроизношением.

Дети с неправильным прикусом часто дышат ртом, даже если носовые пути проходимы. У них формируется привычное ротовое дыхание и они начинают чаще болеть простудными заболеваниями. Доказано , что при ротовом дыхании снижается оксигенация крови, а также передача кислорода тканям. Больше других органов от гипоксии страдает мозг. Дети становятся раздражительными не усидчивыми,не внимательными.

Язык у таких детей находится в среднем (межзубном) или низком положении – между небом и нижней челюстью. При глотании он упирается не в свод неба, а в зубы. Язык мощнейший мышечный орган и при его давлении, зубы отклоняются от нормального положения.

Очень часто это сочетается со слабостью круговой мышцы рта, которая в норме должна обеспечивать баланс давления на зубы снаружи.

В норме, глотание должно быть видно только по движению щитовидного хряща, лицо не должно напрягаться. При неправильном же положении языка и слабости круговой мышцы рта, ребёнку приходится задействовать дополнительные мышцы, чтобы держать при глотании рот закрытым. Он начинает помогать себе при глотании уголками губ, мимическими мышцами лица, движением шеи, плечами, иногда даже животом.

Язык, при среднем или нижнем положении, перекрывает дыхательные пути и, чтобы хоть как-то приоткрыть их, ребенок вынужденно выдвигает голову вперед и приподнимает подбородок. Такое неестественное положение головы и шеи изменяет и верхнюю часть грудной клетки. Ортопеды, видя такую картину, говорят о нарушении осанки.

Итак, изменение положения языка ведет к изменению положения головы, искажению анатомически правильного расположения относительно друг друга шейных позвонков, подъязычной кости, хрящей гортани и мягких тканей шеи, трахеи и пищевода, сосудов, питающих мозг, и нервных стволов, обеспечивающих работу всех внутренних органов.

Таким образом, крайне важным во время сменного прикуса становится формирование носового дыхания и создание условий для анатомически правильного положения и функционирования языка, потому что это будет способствовать как нормальному развитию зубо-челюстной системы , так и всего организма ребёнка.

  • нормальное жевание, облегчает работу всего желудочно-кишечного тракта;
  • нормальное глотание формирует правильный прикус и гармоничные черты лица;
  • носовое дыхание снижает риск возникновения простудных заболеваний (воздух очищается, согревается, лимфоидная ткань не подвергается дополнительной нагрузке и не гипертрофируется);
  • улучшает функцию ЦНС , за счет достаточного получения кислорода;
  • улучшается коммуникативная функция за счет четкой и понятной речи;
  • за счет правильной осанки развивается чувство равновесия, ловкость, скоординированность.

Правильный прикус и анатомическое положение языка — залог здоровья и благополучия вашего ребенка.

Кратко хочу перечислить факторы, которые могут приводить к неправильному положению и функционированию языка:

  • Внутриутробные факторы (многоплодная беременность, аномалии строения матки, повышенный тонус матки во время беременности, генетическая обусловленность и т.д.);
  • Травматичные роды;
  • Недоношенность;
  • Искусственная вентиляция легких на первом году жизни;
  • Искусственное вскармливание;
  • Несвоевременное введение прикорма;
  • Отсутствие в рационе ребёнка твёрдой пищи;
  • Вредные привычки: сосание пальца, языка, щеки, различных предметов, длительное сосание пустышки (более 1,5 лет);
  • Преждевременная потеря молочных зубов;
  • Частые заболевания ЛОР-органов, увеличенные аденоиды.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]