Что значит контрпрессинг, xG, полуфланг, билд-ап?
На «Чемпионате» время от времени публикуются тактические разборы матчей или команд и тренеров. Любители текстов от тактических гиков уже знают, что означают все эти сложные новомодные термины типа xG и полуфланга, но читатели, впервые решившие почитать разбор, рискуют в нём запутаться. Специально для бесстрашных людей, которые хотят разобраться в тактике, мы выпускаем словарь тактических терминов. С этого дня мы будем вставлять в наши разборы ссылку на этот материал, чтобы читателям-новичкам было проще ориентироваться в сложных терминах и специальных словах.
Первая/вторая/финальная трети
. Начнём с лёгкого: поделив поле на равные части двумя горизонтальными линиями, мы получим три участка. Первый участок, который ближе к воротам обсуждаемой команды, – это «первая», или «своя треть». Второй участок – «вторая треть» (центр поля), третий – соответственно «третья», или «финальная треть».
Полуфланг
. Тут всё просто – если поделить поле не привычными тремя вертикальными линиями, а пятью, то мы получим два фланга по краям и центр, а между ними – полуфланги. Но почему же в текстах про тактику делят поле на 5 частей, а не на 3, как по старинке?
С этим немного сложнее. Полуфланги – ключевая зона на футбольном поле, потому что её проще взломать, чем центр, и при этом полуфланги ближе к воротам, чем фланги. Именно там соприкасаются зоны ответственности крайнего и центрального защитников в схемах с четырьмя защитниками, которые всё ещё намного популярнее, чем схемы с тремя центральными защитниками. Зачастую нападающий, крайний или центральный, при смещении в полуфланг становится свободен на короткий отрезок времени – защитники соперника просто не успевают передать его друг другу. Более того, высоко подключающиеся крайние защитники естественным образом оставляют открытыми не только фланги, но и полуфланги.
Даже во второй трети использовать полуфланг – хорошая идея: против любой схемы именно через эту зону выгоднее разбивать прессинг или проходить «автобус».
Зона 14.
Если поделить поле на 18 равных квадратов так, как показано на картинке, то зона 14 находится перед штрафной по центру. По данным статистических аналитиков, самые успешные команды конца 90-х и начала нулевых («Манчестер Юнайтед» и сборная Франции) лучше всех пользовались зоной 14. Дело в том, что в зоне 14 игрок с мячом имеет наибольший и наилучший выбор дальнейшего решения, будь то отдать передачу в штрафную или пробить из довольно опасной позиции. Успешные команды умеют доставлять мяч в зону 14 и грамотно её использовать.
xG (xGA, xPTS, NPxG и тому подобное).
Expected goals, то есть ожидаемые голы, это метрика, определяющая качество определённого удара. По факту, десятичная дробь, которую присваивают каждому удару, это шанс забить из того положения и в той ситуации. Шанс высчитывается, опираясь на множество факторов: расстояние до ворот, количество игроков соперника на пути мяча, часть тела, которой наносился удар, и многие другие. В различных аналитических компаниях эти критерии разнятся, но суть одна.
Система xG имеет объективные минусы: атаки, которые не заканчиваются ударами, не учитываются; никак не учитывается мастерство конкретного футболиста (с другой стороны, так можно вычислить игрока, у которого всё в порядке с завершением); цифры зачастую выглядят странно, если сравнить шанс по системе с моментом в трансляции. Короче говоря, на короткой дистанции (матч, месяц) xG не может использоваться как единственный аргумент в споре, например кто выглядел лучше в конкретной игре.
С производными показателями всё понятно. Допущенные ожидаемые голы – xGA, ожидаемые набранные очки – xPTS, ожидаемые голы без учёта пенальти – NPxG, ожидаемые голевые передачи (то есть xG партнёра после передачи) – xA.
Явный момент, или Big Chance
– опасный момент, который глаз определяет как «верняк» или «обязано было залетать», а игрока, который этот момент не забил, ругают ещё день-другой после игры. С ожидаемыми голами это соотносится приблизительно так: от 0,3 xG и больше – явный момент.
PPDA.
Метрика, определяющая интенсивность прессинга. Расшифровывается как Passes allowed Per Defensive Action, то есть “допущенные передачи на оборонительное действие” (т.е. на каждый отбор, перехват и так далее). Наверное, самая популярная на данный момент метрика для измерения прессинга, но, само собой, имеет несколько недостатков, например:
* некоторые команды даже в высоком прессинге пытаются не самостоятельно отобрать мяч у соперника, а вынудить его совершить ошибку;
* PPDA не учитывает, ведёт ли команда или проигрывает, из-за чего, например, у “Ливерпуля”, часто выходившего вперёд в самом начале матча осенью 2022 года, PPDA заметно просел относительно предыдущего сезона.
Опять же, на длинной дистанции – хороший показатель, но пытаться сравнивать интенсивность прессинга по одной игре – плохая идея.
Билд-ап
– выход команды от своих ворот в атаку. Обычно в билд-апе участвуют вратарь, защитники и один-два опорных полузащитника, а также для помощи в построении атак могут приходить игроки с других позиций (крайние полузащитники, «десятка» и так далее). Разговор о билд-апе можно заканчивать, если мяч перейдёт во вторую треть или на половину поля соперника (зависит от того, как высоко прессингует соперник), – в этот момент мы наблюдаем структуру атаки команды.
На примере выше – билд-ап “Арсенала”: 3+1 (три игрока в первой линии и один во второй), а также опустившийся ниже игрок нападения.
Гибридная схема
– расстановка, которая может легко меняться не просто в течение игры, а даже в течение одного эпизода. Яркие примеры – гибрид 4-3-3 и 4-4-2 Франции на ЧМ-2018 или «Ювентуса» Аллегри, 5-3-2 и 5-4-1 в некоторых матчах ЦСКА при Гончаренко (например, первая игра против «Ромы» в Лиге чемпионов сезона-2018/19). В большинстве случаев переключение между режимами гибридной схемы контролируется одним игроком: во Франции и «Юве» этот игрок – Матюиди, у ЦСКА в том матче против «Ромы» таким был Влашич.
Термины, описывающие прессинг.
Прессинг – оказание давление на команду, владеющую мячом. Ну, или степень оказания давления — бывают команды, которые спокойно позволяют сопернику довести мяч до своей трети и уже на ней начинают пытаться отобрать мяч.
Низкий блок
, также известный как «автобус» – вид прессинга, когда команда встречает соперника очень низко, начиная давление за центральной линией или даже только на своей трети.
Средний блок
– вид прессинга, когда команда встречает соперника начиная со второй трети.
Высокий блок
– вид прессинга, когда команда встречает соперника на его же трети.
Триггеры
– определённые события на поле, активирующие прессинг. Например, если соперник делает передачу назад, команда, использовавшая средний блок, может перейти к высокому прессингу до защитников или даже до вратаря. Триггеров очень много, основными считаются: передача (одна или несколько) назад; передача слабому игроку; серия передач поперёк поля без продвижения мяча; передача во фланг. Прессинг в случае передачи во фланг также называют фланговой ловушкой: несколько игроков бросаются на игрока с мячом на фланге, перекрывая ему все возможные варианты – как на картинке ниже.
Контрпрессинг (или gegenpressing)
— прессинг соперника сразу после потери мяча атакующей стороной. Этот приём важен для любых команд, в том числе и для топов, типа «Манчестер Сити» Гвардиолы или «Ливерпуля» Клоппа. Суть в том, что соперник, отобрав мяч, ещё не успевает перестроиться таким образом, чтобы успешно владеть мячом. Вернуть мяч обратно намного проще, если соперник дезорганизован. А после этого можно и поймать соперника на контратаке – потому что, опять же, он потерял организацию, попытавшись перейти из обороны в атаку и потеряв при этом мяч. Важно заметить: контрпрессинг не является отдельным видом или типом прессинга (несмотря на то что имеет с прессингом много общего), потому что нацелен на возвращение мяча не во время владения соперника, а во время перехода от своего владения к владению соперника.
Компактность и разрывы между линиями.
Если расстояние между горизонтальными линиями (защиты, полузащиты и нападения) и между игроками внутри этих линий невелико, то команда компактная. Компактность минимизирует разрывы между линиями, то есть пространство, которое появляется в обороне соперника и которое плохо им контролируется. В целом компактность – положительное качество, но в таком случае команда становится уязвимой к быстрым переводам на фланги. Но топовые коллективы, например «Атлетико» Симеоне, умеют быстро перемещаться с одного края на другой, поддерживая компактное построение.
Перегрузы зон
– создание атакующей командой численного преимущества (или хотя бы равенства, если есть позиционное/качественное/динамическое преимущество) в одной из зон на поле против соперника. Например, на картинке ниже “Арсенал” имеет преимущество в выделенной зоне, 2-в-1, это тоже можно назвать перегрузом. Чуть позже в эту зону придёт ещё по одному игроку из каждой команды, и преимущество станет 3-в-2.
Перегружают либо с целью взломать оборону соперника благодаря преимуществу, либо с целью вытянуть как можно больше игроков соперника в определённую зону, тем самым разрядив другую и быстро доставив туда мяч.
Как правило, перегружают именно фланги и полуфланги, но можно перегружать и центр поля, и даже целые горизонтальные линии (например 5 игроков в атаке против 4 игроков в защите создают ситуацию 5-в-4).
Изоляции
— ситуации 1-в-1. Они создаются благодаря перегрузам: если атакующая команда перегрузила один фланг и быстро перевела мяч на другой (сделала перевод под изоляцию), то на другом фланге игрок атакующей команды с мячом окажется один на один с обороняющимся игроком. Если игрок с мячом достаточно техничен, то он имеет качественное преимущество над соперником (и, вероятно, сможет его обыграть). Этим, например, пользовался Гвардиола в “Баварии” с Рибери, Роббеном и Костой на флангах и до сих пор пользуется в “Манчестер Сити” с Сане, Стерлингом и Марезом.
Перегруз линии обороны игроками нападения тоже зачастую создает ситуации 1-в-1, в которых более мощный/техничный/быстрый нападающий будет иметь преимущество над соперником — в целом такие ситуации тоже можно назвать изоляциями, но преимущественно этот термин используется именно в ситуациях 1-в-1 на флангах.
Билд-ап и пей-офф
Билд-ап
(Build up, дословно «выстраивание») и
пей-офф
(Pay off, дословно «расплата») — две несущих основы сторителлинга. Если сравнивать историю с материальным телом, то билд-ап и пей-офф — это как бы элементарные частицы, из которых складывается как вся история в целом, так и ее отдельные части.
Билд-ап — это когда автор возбуждает ожидания аудитории. Пей-офф — когда он их оправдывает. Или обманывает.
На уровне сюжета мы называем билд-ап «завязкой», а пей-офф — «кульминацией и развязкой». Но сам прием работает не только на уровне сюжета, но и на более низких уровнях, поэтому мы не можем всегда отождествлять билд-ап с завязкой, а пей-офф с кульминаций и развязкой. Билд-ап и пей-офф возможны даже на уровне одной фразы, а то и одного словосочетания. Например, почти все афоризмы стали афоризмами именно потому, что в них есть билд-ап, который возбуждает желание аудитории узнать, что же будет дальше, и пей-офф, который удовлетворяет это желание. Например, знаменитое «Пришел, увидел, победил» — это яркий пример билд-апа и пей-оффа, который, к тому же, совпадает с «Правилом трёх». Да, троп Поджог, убийство и переход на красный свет — тоже зачетный пример билд-апа и пей-оффа.
И не только этот троп. Например, такой троп, как Ружьё Чехова и все субтропы к нему, строится целиком на билд-апе (само «ружьё») и пей-оффе (момент, когда оно «выстреливает»). Аверсия, субверсия, инверсия любого тропа — тоже строятся на том, что сначала автор делает билд-ап тропа (сейчас я вам сыграю вот этот, знакомый вам троп, как бы обещает он), а потом обманывает ожидания в пей-оффе.
Словом, это универсалия сторителлинга. Она настолько универсальна, что здесь не нужны примеры, потому что они буквально везде.
[изменить] Основы | |
Базовые понятия | Амплуа • Анахронизм • Архетип • Жанр • Канон • Кодификатор/Тропнеймер • Конфликт • Мотив (Библейские • игральных карт • тела) • Ожидания от пола • Пафос • Первопример • Перипетия • Персонаж • Производное творчество • Развитие персонажа • Сеттинг • Символ • Спойлер • Сюжет/Фабула • Троп/Штамп (бесконечный троп • Буря клише/Троп на тропе • Внутримировой пример • До того, как это стало мейнстримом • Троп-бумеранг • Убитый штамп vs Вымышленный штамп vs Неубиваемый троп) • Фанаты • Цензура/Пристойность • Ценности • Экспозиция • Эпизод-фокус • Юмор/сатира Реальность и вымысел : Будущее не оправдало ожиданий vs Мета-пророчество • Жизнь подражает искусству (Прискорбное совпадение) • История вмешивается в сюжет • Основано на реальных событиях • Отвратительная обратная связь • Реальная жизнь vs Репрезентация • Реальность нереалистична • Так всё и было (Ктулху уничтожил динозавров) • Художественная правда |
Значимость ролей | Антагонист (героический антагонист • нет антагониста • смена антагониста) • Бенефис беты • Девтерагонист • Протагонист (протагонист-злодей • Протагонист-неудачник • протагонист-ребёнок • нет протагониста • фальшивый протагонист) • Тритагонист • Дофига персонажей (Кто все эти люди?) vs Демографический минимализм • Очень одинокий петух • Греческий хор Неважный важный персонаж • Синдром Тринити |
Хорошо и плохо | Не баг, а фича (Нарочито плохо) • Так плохо, что уже хорошо • Хорошо, но плохо • Фатальный недостаток |
Направления | Классицизм • Сентиментализм • Романтизм (Шкала романтизма против просвещения) • Реализм (критический • социалистический) • Натурализм • Модернизм (Футуризм) • Постмодернизм • Метамодернизм |
Приёмы | Версия для бедных • Дешёвая драма • Налить воды • Натяжной диалог • Отрастить бороду • Парадокс славы/Прочитать о себе книгу • Повторяющееся начало • Поминальник • Сарказм • Четвёртая стена (опора на четвёртую стену • разрушение четвёртой стены • Четвёртая стена тебя не спасёт) Аллюзия : Автор подмигивает • Визуальная отсылка • Копипаста • Мета-шутка • На тебе! • Оммаж • Пасхальное яйцо • Перекличка • Произведение-оммаж • Прямое упоминание |
Хронология | Старше, чем грязь • Старше, чем феодализм • Старше, чем печать • Старше, чем пар • Старше, чем радио • Старше, чем интернет |
Автор и ещё автор | Заимствование • Коллективное творчество • Непреднамеренное совпадение (нет, не тот) • Пародия (Эффект большой крокодилы) • Пересказ • Плагиат/Самоплагиат • Право переводчика (Канонический переводчик • Устоявшийся неточный перевод) • Совместное творчество • Эпигонство (Прицепиться к трамваю) |
Автор и произведение | Автор-творец=бог-творец : Воля Божия • Одобрение Божие • Ошибка Божия • Пожимает Бог плечами • Слово Божие • Фальшивое слово Божие (Лелуш Шрёдингера) Авторский произвол : А я сказал — негодяй! • Авторский беспредел • Бог из атомной бомбы • Бог из машины vs Дьявол из машины • Бог-уборщик • Игра в мяч (геройский мяч • злодейский мяч • идиотский мяч) • Идиотская тайна • Подгонка под ответ • Рояль в кустах (оркестр в кустах • чёрный рояль) • Удобная потеря информации • Уши автора • Хронология всмятку • Художественная вольность • Что за фигня, автор? Авторский обоснуй : • Иммунитет протагониста vs Просто они не герои • Метафизическая броня • Сюжетная броня (Спасение каноном) |
Автор и публика | Бонусы (билингвальный • для взрослых • для гениев • для местных • для пересматривающих • для современников • для фанатов (конфетка для фанатов)) • Во всём виновата Дока 2! vs Я прочёл много детективов • Время не пощадило vs Отомщено временем • Зрители — гении vs Публика — дура • Корейцы любят StarCraft vs Евреи ненавидят Вагнера vs Чхать мы хотели на гайдзинов • Конъюнктурный пересмотр/Прогнуться под фанатов • Королевский жираф (Эффект завышенных ожиданий) • Критики могут ошибаться/Проблема противоположных оценок (Эффект Незнайки-художника) • Крючки для читателей • Не читайте мои книги! • Не читал, но восхваляю vs Не читал, но осуждаю • Никто не смотрит Шекспира (Гомер немного предсказуем) • Миллион самоотсылок • Мультики — это для детей vs Мультфильмы для взрослых — это «Южный парк» vs Мультики для детей — это стыдно vs Аниме — это жестокие порномультики • Публика — сволочь • Ошибка позиционирования • Создатели перегнули палку • Фансервис (Доктор Фансервис • Мисс Фансервис (Мама Фансервис • Прекрасная старица • Ягодка опять) • Мистер Фансервис (Серебряный лис) • Профессор Фансервис • Соблазнительная монашка) vs Фан-диссервис • Целевая аудитория (Промах с аудиторией) • Эффект Стрейзанд |
Рассказчики | POV-персонаж • Божественный рассказчик • Болтливый рассказчик • Доктор Ватсон • Исмаил • Ненадёжный рассказчик • Посмертный рассказчик • Скрытный POV-персонаж • Странный рассказчик (Животное в роли рассказчика • Зловещий рассказчик) |
Роды творчества | Фольклор • Театр • Комплексные франшизы • Литература • Кино • Телесериалы • Мультфильмы • Мультсериалы • Манга • Аниме • Комиксы • Настольные игры • Видеоигры • Визуальный роман • Музыка |
Прочее | Массовая культура • Раньше трава была зеленее |