Анатомическое моделирование по Шульцу
Основной принцип технологии — разделение каждого зуба на сегменты.
Анатомическое моделирование предполагает создание моделей зубов из воска с соблюдением естественной морфологии. Основное внимание при этом уделяется тем их элементам, которые участвуют в смыкании челюстей (окклюзии). Основной принцип этой методики – разделение каждого зуба на сегменты и точное воспроизведение их на восковой модели. Работа по созданию моделей фронтальных зубов осуществляется по следующему алгоритму:
- Нанесение сепарационного агента на гипсовую культю, затем надевание на нее полимерного колпачка.
- Обозначение воском контрастного цвета края колпачка.
- Моделирование на гипсовой культе конусов, размеры которых основаны на параметрах соседних зубов.
- Нанесение воска по резцовому краю с проверкой правильности функции в артикуляторе.
- Создание моделей выпуклых медиальных и дистальных валиков.
- Проверка наклона зубов относительно дистального края.
- Удаление излишков воска вдоль краев.
По аналогичному алгоритму производится воссоздание моделей зубов других групп, с учетом их природных особенностей и функций.
Восстановление структуры непрямым методом
В данном случае, в специализированной лаборатории осуществляется изготовление виниров. Они представляют собой специальные накладки на зубы, которые выполнены в виде пластин из композитных материалов. Использование виниров позволяет обеспечить должный уровень защиты внешнего слоя зуба. Отметим, что реставрация поверхности зуба винирами, предполагает покрытие пластинкой фронтальной части зуба.
Независимо от того, реставрация боковой группы зубов или реставрация постоянных зубов производиться непрямым методом, процедура в любом случае будет состоять из нескольких этапов. Прежде всего, здесь идет речь, про выполнение подготовительных работ, когда зубы человека лечатся и пломбируются, а также создание слепка, на основе сделанного снимка. Финальным этапом выполнения работ является установка пластинок на зубы.
Реставрация зубов данным методом актуальна в тех случаях, когда зубы являются не сильно белыми или ровными. Выбор в пользу виниров, позволяет сделать реставрация зуба очень быстро и безболезненно. Результатом проведенной процедуры станет идеальная улыбка. При этом врачи по реставрации зубов, чаще всего не берутся за установку пластинок, если человек имеет неправильный прикус. Помимо этого, также встречаются случаи, когда на одних зубах у человека установлена коронка, а на других – винировые пластины. В данном случае крайне важно чтобы материал коронки и винира был одним и тем же. Тогда каких-либо проблем с ротовой полостью у человека не возникнет.
Моделирование зубов Ломиашвили
Автор методики – Лариса Ломиашвили, разработавшая технологию модульного моделирования прямым методом, то есть непосредственно в полости рта. Главный принцип – максимально точное воспроизведение естественных форм, особенно для зубов верхней челюсти, являющихся для стоматолога наиболее сложными из-за затрудненного доступа.
В учебнике Ломиашвили дается подробное описание
Эта методика дает возможность моделировать зуб непосредственно в ротовой полости.
особенностей анатомического строения всех зубов, с бугорками, углублениями, валиками, бороздами. Восстановление этого строения производится по модульной технологии. На центральный модуль накладывается композитный материал той же формы, но уже в большем объеме. Таким образом, заполнение свободного пространства зуба производится по принципу «матрешки», когда более крупные формы поглощают более мелкие.
При этом не является обязательным использование одного материала. Могут быть применены разные композиты, отличающиеся, в том числе, и по цвету, для достижения максимальной идентичности с естественным зубом. При использовании такой технологии всегда есть возможность скорректировать недочеты предыдущего слоя последующим.
Правильность вновь созданных форм — вот ключ к разгадке гармонии! Интересно отметить, что еще на рубеже XIX-XX веков в Западной Европе были созданы общества, члены которых уделяли огромное внимание гармонии форм. Это были люди, принадлежавшие к различным профессиям: архитекторы, скульпторы, художники, строители, инженеры. Известно, что в переводе с греческого термин «гармония» рассматривается как эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой. Кусочек скульптурной глины начинает оживать, когда из неоформленного объекта формируется нежный силуэт ребенка или мужественный профиль воина. Именно гармония форм занимает ведущее место в понятии красоты.
Гармония цвета как будто бы уходит на дальний план. Казалось бы, кусочек глины, который имеет совершенно определенную однородную структуру, единый цвет — что в нем особенного, чем он может привлечь к себе взор обывателя? Как происходит удивительное чудо ваяния, в какой момент нашего деяния объект, с которым мы занимаемся, становится одушевленным?
Безусловно, изначально задаются габаритные очертания предмета, затем расставляются приоритеты по отношению целого к частному, далее прорисовывается микрорельеф поверхностей. Чем больше дифференцируется поверхность, тем в большей степени мы получаем отраженные лучи света от нее. Кусочек глины оживает в руках скульптора, когда процесс дифференциации поверхностей завершен. Очевидно расшлифовка поверхностей, процесс отражения видимого света от множества различных граней, переплетенных между собой, дает нам возможность увидеть красоту вновь созданного объекта. Этим премудростям мастерства учат студентов в высших учебных заведениях, на художественно-графических факультетах, но, к сожалению, процесс восстановления гармонии остается тайной для врачей-стоматологов. А ведь именно в XXI веке, владея современными технологиями, члены профессионального стоматологического сообщества могут позволить себе создавать гармонию форм зубочелюстного аппарата и приблизиться к эстетической стоматологии. Право «увидеть, осознать и воспроизвести гармонию форм зубов, зубных рядов» в настоящее время принадлежит как врачам-стоматологам, так и их коллегам, зубным техникам.
Природа удивительна и неповторима! Изначально зуб как орган сотворен таким образом, что на площади незначительных размеров располагается огромное количество борозд, углублений, ложбинок, впадин, щелей и множество других морфологических образований. Есть гармония форм, созданная природой. Можно себе представить, как высоко при этом дифференцируется поверхность зубов. Чем больше степень дифференциации поверхности, тем объемнее рабочая поверхность зуба, тем лучше жевательная эффективность зубочелюстного аппарата, тем быстрее идет процесс формирования пищевого комка. Дети мгновенно пережевывают, перетирают жесткую, грубоволокнистую пищу, не прилагая усилий, в дальнейшем все системы человеческого организма функционируют в достойном режиме, желудочно-кишечный тракт принимает на себя хорошо механически переработанный пищевой комок. С годами изнашиваются поверхности зубов, процесс переработки пищи затрудняется, пищевой комок проглатывается механически недостаточно обработанным, после чего возникает серия проблем на различных уровнях, нарушаются процессы функционирования многих органов и систем.
К сожалению, в адрес стоматологов высказывается немало упреков, которые не всегда безосновательны, а восстановление утраченных тканей не выдерживает никакой критики. Демонстрируется клинический случай, где восстановленная ранее коронковая часть зуба 36 не соответствует ни по форме, ни по цвету моляру нижней челюсти.
В клинику терапевтической стоматологии обратился пациент с жалобами на задержку пищи в межзубном промежутке в области зубов 35, 36, а также на эстетический дефект коронковой части зуба 36 (рис. 1, 2).
Рисунок 1. Зуб 36, исходная клиническая ситуация.
Рисунок 2. Коронка зуба 36 не соответствует основным эстетическим параметрам: форме и цвету.
Из анамнеза заболевания выяснено, что в 2011 г. произведена реставрация коронковой части зуба 36 прямым методом композиционным материалом. При объективном обследовании отмечается несоответствие формы и цвета первого моляра нижней челюсти своей групповой принадлежности.
Диагноз: зуб 36 — дефект реставрации, хронический периодонтит, зуб 35 — кариес дентина.
На рис. 3 и 4
Рисунок 3. Зуб 36, этап препарирования старой реставрации.
Рисунок 4. Зуб 35, кариозная полость на дистальной контактной поверхности. отображены этапы препарирования твердых тканей зуба, обращает на себя внимание контактный пункт между зубами 35, 36 и как следствие кариес дентина зуба 35.
Далее полностью удаляется композиционный материал в области зуба 36, дистальный канал готовится под световолоконный штифт LuxaPost («DMG»), который в дальнейшем фиксируется на материал двойного отверждения Luxa Core Z («DMG»), формируется культя зуба (рис. 5, 6).
Рисунок 5. В дистальный канал зуба 36 установлен светопроводящий пост LuxaPost («DMG»).
Рисунок 6. Коронковая часть зуба 36 восстановлена материалом Luxa CoreZ («DMG»).
Культя зуба покрывается временной коронкой Protemp Crown («3М ESPE») (рис. 7, 8).
Рисунок 7. Временная коронка Protemp Crown («3М ESPE»).
Рисунок 8. Композитная коронка Protemp Crown («3М ESPE») зафиксирована в полости рта.
После получения разборной гипсовой модели приступаем к работе с гипсовым штампиком зуба 36 (рис. 9).
Рисунок 9. Гипсовый штампик зуба 36.
По периметру уступа наносится материал Filtek Flow («3М ESPE») для обеспечения плотного контакта будущей реставрации с тканями зуба (рис. 10).
Рисунок 10. В зоне уступа нанесен композит Filtek Ultimate Flow («3М ESPE»).
Далее тонким слоем композитного материала проводится облицовка гипсового штампика опакового оттенка (рис. 11).
Рисунок 11. Облицовка гипсового штампика композитным материалом Filtek Z550 («3М ESPE»).
Для укрепления будущей конструкции используется лента GlasSpan («GlasSpan Inc.»), в которую оборачивается полученный композитный колпачок (рис. 12-14).
Рисунок 12. Подготовка ленты необходимой длины GlasSpanan («GlasSpan Inc.»).
Рисунок 13. Армирование композитного колпачка лентой GlasSpanan («GlasSpan Inc.»).
Рисунок 14. Получен колпачок из композитного материала.
На полученный композитный колпачок наносится пломбировочный материал, задаются габаритные очертания будущей реставрации, формируется экватор, вершины основных бугорков (рис. 15, 16).
Рисунок 15. Моделирование язычных бугорков зуба 36.
Рисунок 16. Заданы габаритные очертания будущей реставрации и намечены вершины пяти основных бугорков.
Моделируется жевательная поверхность (рис. 17, 18).
Рисунок 17. Моделирование жевательной поверхности зуба 36.
Рисунок 18. Для прорисовки фиссур использован цветокорректор.
Моделирование коронковой части зуба 36 проводится по модульным технологиям реставрации зубов (Л.М. Ломиашвили, 2004) (рис. 19, 20).
Рисунок 19. Внешний вид композитной реставрации перед этапом полировки.
Рисунок 20. Коронковая часть зуба 36 восстановлена по авторской методике «Модульные технологии реставрации зубов» (Л.М. Ломиашвили, 2004).
Для придания естественности реставрации используется цветокорректор (см. рис. 18).
Периметр полученной реставрации полируется с использованием системы Sof-Lex («3М ESPE»)
(рис. 21).
Рисунок 21. Полировка с помощью системы Sof-Lex («3М ESPE»).
Микроконтурирование и полировка жевательной поверхности для финишной обработки осуществляются борами (SS White) различной конфигурации (рис. 22).
Рисунок 22. Финишная обработка и микроконтурирование окклюзионной поверхности реставрации.
Перед окончательной фиксацией реставрации зуба 36 проводится лечение зуба 35. Для контроля качества препарирования твердых тканей зуба 35 использовалась методика Life-D.T., «SoproLife» (Acteon) (рис. 23-28).
Рисунок 23. Дистальная контактная поверхность зуба 35 в обычном режиме. Применение методики Life-D.T., лампой SoproLife («Acteon»).
Рисунок 24. Дистальная контактная поверхность зуба 35 в режиме диагностики. Применение методики Life-D.T., лампой SoproLife («Acteon»).
Рисунок 25. Контроль качества препарирования твердых тканей зуба 35. Методика Life-D.T., SoproLife («Acteon»).
Рисунок 26. Контроль качества препарирования твердых тканей зуба 35 в режиме диагностики. Методика Life-D.T., SoproLife («Acteon»). Требуется дальнейшее препарирование.
Рисунок 27. Динамическое наблюдение за состоянием твердых тканей зуба 35 в процессе препарирования твердых тканей 35 зуба. Методика Life-D.T., SoproLife («Acteon»).
Рисунок 28. Контроль качества препарирования твердых тканей 35 зуба в режиме диагностики. Методика Life-D.T., SoproLife («Acteon»). Дальнейшего препарирования твердых тканей зуба 35 не требуется.
Рис. 29, 30
Рисунок 29. Зуб 36, реставрация завершена.
Рисунок 30. Внешний вид зуба 36 с язычной стороны. демонстрируют окончательный результат лечения зубов 35, 36 с использованием современных технологий.
Таким образом, реконструкция зубов является достаточно важным звеном в цепи восстановления функционально-физиологического взаимодействия органов и тканей полости рта. Владея современными технологиями, а также знаниями и умениями в области реконструктивной терапии врачи-стоматологи должны восстанавливать утраченные ткани зубов в гармоничном режиме, возобновляя индивидуальность форм, задуманных природой.
Метод Ветчинкина
Автором еще одной методики, направленной на решение вопросов функциональной окклюзии вкупе с эстетикой зубных рядов, является Антон Ветчинкин. Он создал технологию под названием «Эстетические основы формообразования зубов», которая базируется на трех принципах бионики (науки о связях и закономерностях в живой природе):
- Закон конуса, подразумевающий, что устойчивость объектов обеспечивают две разнонаправленные силы – сила роста и сила тяжести, которые уравновешивают друг друга.
- Закон логарифмической спирали. Прочность объектов природы обеспечивается за счет того, что их структура испытывает скручивание (в качестве примера можно привести ракушки).
- Закон дифференциации формы, согласно которому отдельные объекты могут достигать большей эффективности в своем развитии путем объединения в сложные системы.
Мнение эксперта. Врач-стоматолог Вербицкий А.Л.: «Автор методики предлагает использовать эти законы бионики при моделировании искусственных зубов. Так, перечисленные принципы позволяют определить контрольные точки и линии будущей модели и тем самым максимально точно воссоздать форму зуба. Таким образом, к точкам, которые уже используются в практике зубных техников (медиальные и дистальные грани и другие), добавляются вспомогательные ориентиры».
3D-моделирование
Технология моделирования 3D позволяет создавать трехмерную модель челюстей.
Современные технологии прочно обосновались и в стоматологии. Одна из них – 3D-моделирование, с помощью которого можно создавать трехмерные модели челюстей. Для этого используется так называемый трехмерный томограф, состоящий из собственно компьютера и сканера.
Сканер на протяжении определенного времени в непрерывном режиме делает снимки и передает их на компьютер. Благодаря им врач может определить не только особенности строения челюстей, но и местоположение кровеносных сосудов, нервов, челюстных пазух. При этом нет необходимости делать слепки и оттиски: на основе полученной информации врач за несколько минут может создать на экране компьютера объемную модель будущей конструкции.
Полученные сведения передаются на специальный фрезерный аппарат, который в автоматическом режиме вытачивает протез. Технология применяется для реставрации как фронтальных зубов, так и жевательных: благодаря высокой точности метода удается достичь идеальной функциональной окклюзии. С помощью 3D-моделирования могут быть изготовлены протезы, керамические коронки, виниры.
Несмотря на внедрение в стоматологию высоких технологий, работа зубного техника продолжает оставаться не только ремеслом с точностью расчета и отточенностью навыков, но и искусством. Недаром считается, что техники – это своего рода скульпторы, художники, которые создают настоящие произведения искусства в виде красивых улыбок пациентов.
Моделирование зубов из скульптурной глины
Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов. Работать с глиной по своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая (фото 11), то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны (фото 12), оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы (фото 13). После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно за вершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (фото 14).
Рассмотрим моделирование первого право го моляра верхней челюсти (зуб 16). Задаются габаритные очертания модели зуба 16 (фото 15, 16), намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P). Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносит ся разметка (фото 17), соответствующая фиссуре первого порядка Н образной формы. За вершение формирования внешних контуров модели и экватора (фото 18) проводится рука ми. До этого этапа все действия выполнялись руками (фото 19).
Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (фото 20, 21). Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки так, чтобы между ними появилась фиссура Н образной формы (фото 22). Инструменты для работы выбираются такие, которыми удобнее работать, это может быть шпатель, гладил ка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно двух трех инструментов.
После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.
Художественная реставрация и моделирование зубов
Художественное моделирование и реставрация зубов позволяют с помощью искусственных материалов восстановить разрушенные зубные ткани. С этой целью могут применяться композитные пломбировочные составы или специальные накладки – виниры. Процедура позволяет в полном объеме вернуть правильную форму, эстетичный внешний вид и жевательные функции зуба. Благодаря применению современных технологий дискомфорт для пациента минимален. Художественную реставрацию зубов в Москве на первоклассном профессиональном уровне выполняют опытные врачи-стоматологи, работающие в клиниках сети Медлайн-Сервис.
Цены
Эстетическая реставрация | 6800 руб |
Эстетическая реставрация наногибридными композитами | 12000 руб |
Моделирование зубов различными техниками с использованием современных композитных материалов
Другие статьи
Профессор Л.М. Ломиашвили, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой Доцент Л.Ю. Золотова, кандидат медицинских наук Ассистент С.Г. Михайловский Ассистент Д.В. Погадаев Студентка Е.Г. Ткач Студентка А.Г. Моок Врач-ординатор В.В. Логунов Врач-ординатор К.К. Гриценко
Кафедра терапевтической стоматологии ОГМУ (Омск) Минздрава РФ
Резюме. Достижение высококачественного результата при восстановлении утраченных твердых тканей зубов возможно только в случае обеспечения гармоничного сочетания формы, цвета и функциональных характеристик реставраций. Изменения параметров цвета изучали на примере различных комбинаций дентиновых и эмалевых оттенков наногибридного материала «Эстелюкс НК» («СтомаДент», Россия). Сопоставление полученных реставраций со шкалой расцветок VITA 3D-Master показало, что при последовательном внесении определенных оттенков заданной толщины можно создать анатомическую форму коронки зуба различной степени яркости, насыщенности, тона. Восприятие и анализ цвета — навык, которому можно научиться, а затем совершенствовать на практике. Сотрудничество производителей, преподавателей, клиницистов способствует решению актуальных вопросов, в том числе, в воспроизведении естественной гармоничной красоты зубов с помощью искусственных материалов.
Ключевые слова: техника реставрации; моделирование; параметры цвета; прозрачность; нанокомпозит.
Высококачественный результат при восстановлении утраченных твердых тканей зубов возможен только в случае обеспечения гармоничного сочетания формы, цвета и функциональных характеристик реставраций [2, 4, 7, 8]. В переводе с греческого «гармония» означает цельность, слитность, «взаимодействие всех частей и элементов формы, то есть рассматривается как эстетическая категория. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой. Кусочек скульптурной глины начинает оживать, когда из него формируется нежный силуэт ребенка или мужественный профиль воина. Именно гармония форм занимает ведущее место в понятии красоты. Гармония цвета будто уходит на второй план. Казалось бы, что особенного в кусочке глины, имеющем однородную структуру и единый цвет? Чем он может привлечь к себе взор? В какой момент глина в наших руках оживает?
Безусловно, изначально задаются габаритные очертания предмета, затем расставляются приоритеты по отношению целого к частному, далее прорисовывается микрорельеф поверхностей. Чем больше дифференцируется поверхность, тем в большей степени мы получаем отраженные от нее лучи света. Глина оживает, когда процесс дифференциации поверхностей завершен. Отражения света от множества граней, переплетенных между собой, дает возможность увидеть красоту вновь созданного объекта. Известный испанский архитектор XIX в. Антонио Гауди говорил: «Свет и есть главный архитектор».
Всем этим премудростям мастерства учат студентов художественно-графических факультетов, но, к сожалению, процесс восстановления гармонии остается тайной для врачей-стоматологов. А ведь именно в XXI в., владея современными технологиями, члены профессионального стоматологического сообщества могут позволить себе создавать гармонию зубочелюстного аппарата и приблизиться к эстетической стоматологии. Право увидеть, осознать и воспроизвести гармонию зубов, зубных рядов в настоящее время принадлежит как врачам-стоматологам, так и их коллегам, зубным техникам [4]. Для этого постоянно совершенствуются стоматологические реставрационные материалы, осуществляется непрерывное обучение студентов и врачей работе с соблюдением правил искусства.
Отмечено, что размеры, форма зубов и их пропорциональное соотношение в зубном ряду — главные эстетические параметры в стоматологии [2, 4, 7]. По мнению многих авторов, при создании эстетических реставраций необходимо учитывать (в порядке убывания): форму, прозрачность, насыщенность, текстуру поверхности, яркость эмалевого слоя, индивидуальные характеристики, оттенок [6]. Воссоздание каждого параметра требует от врачей знаний анатомии зубов, физико-механических характеристик используемого материала, оптических свойств твердых тканей зубов, особенностей восприятия цвета зрительным анализатором [1, 2, 8].
Точное визуальное воспроизведение цвета реставрации — задача непростая. Для облегчения определения цвета в помощь практическому врачу предложено множество готовых расцветок. Подбор цвета зависит от способности стоматолога ощущать, по каким параметрам различаются цвет зуба и образцы расцветки. Основные критерии цвета — яркость, насыщенность, тон.
Тон (по Мюнселу) — то качество, с помощью которого мы можем отличать один цвет от другого. Например, красный от желтого. Яркость — светлость изучаемого объекта: чем темнее зуб, тем меньше его яркость. Насыщенность — интенсивность, концентрированность определенного тона. При подборе цвета зубов на практике наибольшее значение имеют различие яркости (светлости), наименьшее — тона. Небольшое несоответствие тона не так заметно, как даже минимальное несовпадение яркости [1].
При подборе цвета необходимо соблюдать ряд важных условий [6, 8]. Восприятие и анализ цвета — навык, которому можно научиться и затем совершенствовать на практике [1, 3, 5].
Цель работы
Совершенствование процесса обучения моделированию зубов путем формирования навыка анализа цвета полученных реставраций из разных комбинаций дентиновых и эмалевых оттенков наногибридного материала «Эсте- люкс НК» («СтомаДент», Россия).
Материалы и методы
Определение и анализ цвета полученных реставраций на фантомных зубах (резец, клык) осуществляли с использованием шкалы VITA System 3D-Master.
Техника состояла из нескольких этапов.
1. Определение яркости (светлота). В шкале цветовые эталоны разделены на пять групп яркости — от 1 до 5. Чем выше номер, тем темнее цвет.
2. Определение интенсивности цвета (насыщенность). Каждая группа разделена на подгруппы: М — средний оттенок, L — более желтый, R — более красный. Насыщенность определяли по среднему оттенку М в выбранной группе. Все эталоны на планке М — одного цветового тона и одной светлоты, но различаются интенсивностью и кодируются числовым значением.
3. Определение тона. В той же подгруппе яркости по необходимости корректируется оттенок, то есть выбирается код L или R (рис.1).
Результаты и их обсуждение
Рис. 1 Шкала VITA System 3D-Master | Рис. 2 Клык: этапы полного восстановления коронки композитом ДА3 (MONO) |
Рис. 3 Этапы создание небной стенки эмалевым оттенком ЕА3 «Эстелюкс НК» | Рис. 4 Адаптация к эмалевому оттенку ЕА3 дентинного оттенка ДА3,5 |
Рис. 5 Резец: адаптация к дентинному оттенку ДА3,5 слоя композита оттенка ДА3 | Рис. 6 Окончательный вид реставрации, выполненной с использованием оттенков ЕА3, ДА3,5, ДА3, ЕА3 |
Изначально была выполнена реконструкция клыка фантомного зуба одним дентиновым оттенком ДА3 наноги- бридного композита «Эстелюкс НК» (рис. 2). Цвет полученной реставрации был наиболее близок к расцветке с кодом 3М2. Форма коронковой части зуба действительно соответствует клыку, однако цвет воспринимается как неживой, и не вызывает эстетического удовлетворения. Оттенок ДА3 предназначен для восстановления «массы дентин» в пришеечной области коронковой части зуба и в дальнейшем предполагается его покрытие «массой эмаль». Однако встречаются пациенты с достаточно насыщенно желтым цветом коронковой части, отсутствием зон прозрачности, и пломбировочный материал с оттенком ДА3 может быть единственным (первым и последним), если он устраивает пациента.
В зависимости от пожеланий и возможностей пациента, квалификации врача материал можно использовать как в методе MONO, так и при многослойной реставрации.
Для изучения прозрачности, возможного изменения яркости, насыщенности композиционного материала «Эстелюкс НК» проводили полное восстановление коронковой части фантомного зуба с использованием «силиконового ключа» и послойного внесения комбинации различных оттенков эмали и дентина одинаковой толщины во всех образцах.
Этапы работы с «Эстелюкс НК» при проведении восстановления коронковой части зуба с использованием послойного внесения материала
1. Восстановление небной стенки с применением «силиконового ключа», слой ЕА3 (рис. 3). Толщина в области режущего края составила 0,5 мм, в области шейки — 1,2 мм.
Рис. 7 Окончательный вид реставрации, выполненной с использованием оттенков ЕА3, ДА3, ДА2, ЕА3 | Рис. 8: а) формирование небной стенки оттенком ЕА2; б) внесение дентинового оттенка ДА2; в) нанесение эмалевого слоя ЕА2 |
Рис. 9 Восстановление небной стенки эмалевым оттенком ЕА2 «Эстелюкс НК»: а), б) вид с контактной поверхности; в) вид с небной поверхности | Рис. 10 Послойное восстановление композитного зуба: замещение основной массы дентина оттенком ДА3 и ДА2 «Эстелюкс НК» |
Рис. 11 Окончательный результат послойного восстановления композитного зуба оттенками ЕА2, ДА3, ДА2, ЕА2 «Эстелюкс НК» | Рис. 12: а) глубина препарирования под винир фантомных зубов маркировочным бором; б) подготовленная поверхность фантомного зуба под винир |
2. Нанесение опакового насыщенного дентинного оттенка ДА3,5 в форме мамелонов толщиной в области шейки зуба 2,2 мм, в области тела — 1,5 мм. В верхней трети коронки данный слой отсутствует (рис. 4). При увеличении толщины этого слоя реставрация может выглядеть серой.
3. Далее вносили дентиновый оттенок ДА3, повторяя рельеф подлежащего слоя. Толщина составила в области шейки зуба 0,4 мм, в области тела — 1,8 мм, постепенно истончаясь к режущему краю (рис. 5). Внутренний слой, восполняющий дентин, обусловливает насыщенность, матовость, флюоресценцию и тон (цвет) будущей реставрации, а также занимает основной объем вносимого материала.
4. Последний слой — эмалевый оттенок ЕА3 (рис. 6).
Реставрация, выполненная оттенками ЕА3, ДА3,5, ДА3, ЕА3, по шкале VITA System 3D-Master соответствовала кодировке 3R 2,5 (3 — яркость: самый темный из всех вариантов комбинации оттенков, R — по тону ближе к красноватому оттенку, см. рис. 6).
Рис. 13 а) к поверхности фантомного зуба адаптирован дентиновый оттенок DA3; б) нанесен слой ДА2, повторяющий рельеф, созданный слоем ДА3 |
Рис. 14 Нанесен слой композита эмаль ЕА2: вид с вестибулярной (а) и контактных поверхностей резца (б), клыка (в) |
Реставрации, выполненной оттенками ЕА3, ДА3, ДА2, ЕА3, был присвоен код 2М 3 (рис. 7), то есть она была более яркая, чем реставрация из оттенков ЕА3, ДА3,5, ДА3, ЕА3.
При восстановлении коронковой части клыка материалом «Эстелюкс НК» с использованием всего двух более светлых оттенков (DUO) — эмали ЕА2 и дентина ДА2 — полученный результат по яркости соответствовал группе 2, среднему оттенку с литерой М, степени насыщенности 2 (2М2) по шкале VITA 3D-Master (рис. 8).
Комбинация трех оттенков ЕА2, ДА3, ДА2, ЕА2 послойного внесения «Эстелюкс НК» позволила получить реставрацию, приближенную по шкале VITA 3D-Master также к 2М2 (рис. 9-11).
Для изучения влияния толщины вносимого пломбировочного материала на яркость и насыщенность на фантомных зубах были изготовлены прямые виниры из нанокомпозитного материала «Эстелюкс НК» путем послойного внесения материала в различных сочетаниях эмалевых и дентиновых оттенков:
1) DA3 + DA2 + EA2
2) MONO ДА3
3) DUO DA3 + EA3
4) ДА3,5 + ДА3 + ЕА3.
Толщину вносимых слоев также контролировали с помощью микрометра. Измерение проводили в области шейки, в средней части и в области режущего края зуба. Цвет определяли в средней части зуба, где отмечалась незначительная толщина эмалевого слоя, с использованием шкалы расцветок VITA 3D-Master.
Этапы работы материалом «Эстелюкс НК» при изготовлении виниров
1. Проведено препарирование под винир фантомных зубов (резец и клык) с помощью маркировочного бора на равнозначную глубину (рис.12).
2. После адгезивной подготовки внесен первый слой композита — дентиновый оттенок DA3 с одновременным формированием мамелонов, затем оттенок ДА2 (рис. 13).
3. Внесен эмалевый оттенок (см. рис. 3).
Дентиновый слой ДА3 нанокомпозита «Эстелюкс
НК», внесенный в пришеечную область, и слой ДА2, восполняющий дентин до 1/2объема, создали основу реставрации. Слой эмали ЕА2 с минимальной толщиной в области шейки зуба и наибольший в области режущего края модифицировал окончательный цвет, придал яркость, прозрачность. Данным слоем формировали рельеф вестибулярной поверхности зуба (рис. 14).
Анализ виниров, выполненных прямым методом из нанокомпозитного материала «Эстелюкс НК» с использованием различных сочетаний эмалевых и дентиновых оттенков, показал, что более ярким (светлым) выглядел винир при использовании оттенков ДА3 + ДА2 + ЕА2. Он соответствовал образцу с кодом 1М2. Более насыщенным (цвет интенсивнее) был винир, выполненный при сочетании слоев ДА3,5, ДА3, ЕА3, код 3R (табл. 1).
Менее привлекательным оказался винир, выполненный в технике MONO (ДА3). В данном случае отсутствовала прозрачность реставрации. Напротив, в образцах, где использовали эмалевые оттенки, прозрачность хорошо визуализировалась. Отмечен отличный блеск пломбировочного материала после полировки.
Наногибридная структура наполнителя обеспечивает прочностные характеристики материала. Удельный вес показателя наполненности неорганическим наполнителем — 82%. Преимуществом такой высокой степени наполнения должно быть клинически значимое снижение полимеризационной усадки композита и повышение твердости его поверхности. Введение в композит «Эсте- люкс НК» антимикробной добавки позволяет предупреждать развитие вторичного кариеса.
Учитывая данные характеристики, было проведено изготовление коронок непрямым методом на зубы 26 и 27 из композита «Эстелюкс НК» с армированием коронок стекловолоконной лентой Glasspan. Этот метод был выбран как альтернативный вариант восстановления — временная реставрация на длительный срок.
Клинический случай
Пациент К., 51 год, обратился в клинику.
Жалобы: разрушение коронковой части зуба 26.
Из анамнеза: зуб 26 ранее был покрыт восстановительной коронкой.
Объективно: коронковая часть зуба 26 выполнена из СИЦ, после удаления старой пломбы зондирование в устьях корневых каналов безболезненное, перкуссия безболезненная, зуб неподвижен. На интраоральной рентгенограмме зуба 26 визуализируются очаги деструкции костной ткани в области верхушек щечных корней, просвет корневых каналов сужен, прерывистый, рентгенологическая тень, соответствующая пломбировочному материалу, в просвете корневых каналов не определяется.
В зубе 27 изменений в периапикальных тканях не определяется, периодонтальная щель прослеживается на всем протяжении. ЭОМ 14 мкА (табл. 2).
При работе с данным материалом отмечены его достойные манипуляционные свойства, способность со хранять форму, хорошая адаптация к твердым тканям зуба.
Таблица 1. Различные варианты цветовых комбинаций виниров, выполненных оттенками «Эстелюкс НК» методом послойного внесения
Рис. 1 Резец, оттенки ДА3, ДА2, ЕА2 | Рис. 2 Резец, оттенки ДА3, ДА2, ЕА2 | Рис. 3 Клык, оттенки ДА3, ДА2, ЕА2 | Рис. 4 Клык, оттенки ДА3, ДА2, ЕА2 |
Рис. 5 MONO резец, оттенок ДА3 | Рис. 6 MONO клык, оттенок ДА3 | Рис. 7 MONO клык, оттенок ДА3 | |
Рис. 8 DUO резец, оттенки DA3 + EA3 | Рис. 9 DUO резец, оттенки DA3 + EA3 | Рис. 10 DUO клык, оттенки DA3 + EA3 | Рис. 11 DUO клык, оттенки DA3 + EA3 |
Рис. 12 Резец, оттенки ДА3,5, ДА3, ЕА3 | Рис. 13 Резец, оттенки ДА3,5, ДА3, ЕА3 | Рис. 14 Резец, оттенки ДА3,5, ДА3, ЕА3 | Рис. 15 Резец, оттенки ДА3,5, ДА3, ЕА3 |
Выводы
Таким образом, зная алгоритм действий, последовательность внесения определенных оттенков, заданной толщины можно создать анатомическую форму коронки зуба с различной степенью яркости, насыщенности, тона из наногибридного материала «Эстелюкс НК» .
Искусством выбора цвета владеют немногие, но этому можно научиться, а затем совершенствоваться в дальнейшей работе. Первые шаги, основа знаний о выборе цвета закладывается на практических занятиях. Согласно ФГОС после окончания вуза выпускник имеет право работать самостоятельно, без дополнительного послевузовского образовательного сертификата. В связи с этим очень важно совершенствовать процесс обучения, ставить целью интеллектуальное, мануальное и эстетическое воспитание студента.
Таблица 2. Этапы подготовки зубов 26 и 27 к проведению непрямой реставрации коронковой части материалом «Эстелюкс НК»
Рис. 1 Зуб 26: коронковая часть восстановлена СИЦ | Рис. 2 Интраоральная рентгенограмма зуба 26 | Рис. 3 Удалена пломба i из СИЦ, препарированы i твердые ткани зуба, неудовлетворительная коронка I на зубе 27 | Рис. 4 Обеспечен доступ к устьям четырех корневых каналов. Формирование корневых каналов вращающимися Ni-Ti инструментами (системой Race компании FKG), медикаментозная обработка согласно рекомендованному протоколу |
Рис. 5 Интраоральная рентгенограмма, контроль пломбирования | Рис. 6 Восстановлена культя зуба материалом «ФлоуКор Дуо» («СтомаДент») со светопроводящим штифтом, создан уступ под композитную коронку | Рис. 7 Зафиксированная непрямая реставрация из композита «Эстелюкс НК» на зубе 26 | Рис. 8 На зубах 26 и 27 зафиксированы временно-постоянные коронки из наногибридного композита «Эстелюкс НК» |
Совместная работа производителей, преподавателей, клиницистов может привести к решению актуальных вопросов в эстетической стоматолгии, в том числе в воспроизведении естественной гармоничной красоты зубов, зубных рядов с помощью современных искусственных материалов.
Координаты для связи с авторами: +7, [email protected] — Ломиашвили Лариса Михайловна, Золотова Людмила Юрьевна, Михайловский Сергей Геннадьевич, Погадаев Дмитрий Владимирович, Ткач Екатерина Геннадьевна, Моок Анастасия Геннадьевна, Логунов Виталий Владимирович, Гриценко Ксения Константиновна
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гольдштейн Р. Эстетическая стоматология. — М.: STBOOK, 2003, 492 с.
2. Ломиашвили Л.М., Аюпова Л.Г., Михайловский С.Г. с соавт. Искусство моделирования и реставрации зубов. — Омск: Полиграф, 2014, 436 с.
3. Ломиашвили Л.М., Золотова Л.Ю., Золотов А.Н. Опыт использования интерактивных методов обучения на кафедре терапевтической стоматологии ОмГМА в рамках реализации ФГОС третьего поколения.//Профессиональная компетентность преподавателя медицинского вуза как условие повышения качества образования.//Сб. материалов Всероссийской научно-практич. конф. с междунар. участием. — Омск: ОГМУ, 2014, с. 168-172.
4. Ломиашвили Л.М., Седельников В.В., Постолаки А.И. От единства к многообразию форм в природе. — ДентАрт, 2015, № 178, с. 58-66.
5. Лопанова Е.В., Ломиашвили Л.М. Подготовка преподавателей мед. вуза к формированию коммуникативной компетентности врача-стоматолога. — Стоматология, 2015, № 5, с. 76-79.
6. Манаута Й., Салат А. Слои. Атлас послойных композитных реставраций. — М.: Азбука, 2014, 444 с.
7. Михайловский С.Г., Ломиашвили Л.М., Погадаев Д.В. Методоло- гич. подходы к процессу формирования у врачей-стоматологов навыков эстетич. моделирования в стоматологии. — Cathedra — Кафедра. Стоматологич. образование, 2015, № 52, с. 38-42.
8. Ряховский А.Н. Форма и цвет в эстетической стоматологии. — М.: Авантис, 2008, 208 с.
Прямая полная реставрация
Преимуществом прямой художественной реставрации зуба является возможность восстановления его функций и формы за одно посещение стоматолога. Процедура также отличается минимальным инвазивным вмешательством. Моделирование и восстановление разрушенных зубных тканей выполняется непосредственно в полости рта пациента. Показаниями к прямой реставрации являются:
- необходимость изменения формы клыков, резцов; наличие сколов и трещин эмали; необходимость восстановления положения коронок путем наращивания; изменение оттенка зубов.
Материалы
Для моделирования и реставрации зубных тканей применяются композитные пломбировочные материалы. Они подбираются с учетом оттенка эмали пациента для того, чтобы обеспечить необходимый эстетический эффект. Композитные материалы обладают такими преимуществами, как доступность по цене, оперативность изготовления, простота корректировки формы восстановленных с их помощью зубов. При реставрации также могут использоваться штифты. Они изготавливаются из различных металлов (титан, серебро и пр.).
Этапы
- Подготовка.Перед началом реставрации врач выполняет удаление зубного налета и камня, при наличии кариеса пораженные ткани высверливаются. При необходимости выполняется обезболивание. Подлежащий восстановлению зуб изолируют от попадания слюны и влажного дыхания. Подбор материала. Для этого используется специальная шкала, по которой определяется цвет эмали пациента. В соответствии с ним врач выбирает для наращивания композитный материал соответствующего оттенка. Восстановление зубных тканей. При разрушении зуба на 50 % и более перед реставрацией в корневом канале устанавливается штифт. Затем выполняется послойное нанесение композитного материала. Финальное моделирование.Зуб обтачивается для придания необходимой формы, затем его поверхность шлифуется и полируется.
Технология прямой реставрации
Прямая реставрация проводиться прямо во рту у пациента, т.е. без использования ортопедических конструкций (коронки, протезы и т.д.). Используется специальный материал — композит, который наносится слоями и формируется, как настоящий зуб. В нашем центре мы используем материалы последнего 5 поколения высшего качества Filtec Ultimate, Estelite Sigma Quick, Gradi. В наличие всегда вся палитра цветов, даже самых редких, что позволяет проводить реставрацию с высокой художественной точностью и воссоздания цвета настоящего зуба. Проведя несколько часов на кресле стоматолога, плюс профессиональная работа бригады стоматологов (врач и ассистент), и вы получаете красивую улыбку.
Прямая реставрация переднего зуба без препарирования (наращивание переднего зуба)
Прямая реставрация жевательных зубов
смотреть другие работы по художественной реставрации
|
|
Смотреть другие работы по художественной реставрации
Непрямая полная реставрация
При художественной реставрации зубов непрямым методом используются предварительно изготовленные индивидуальные микропротезы – виниры, вкладки, коронки. Их моделирование осуществляется в зуботехнической лаборатории. В связи с многоэтапностью реставрации потребуется как минимум дважды посетить стоматолога. Показаниями к восстановлению зуба являются:
- значительное разрушение коронковой части; большие сколы режущего края; неэстетичный внешний вид после лечения кариеса.
Непрямая художественная реставрация передних зубов часто назначается для восстановления/коррекции формы группы резцов. Процедура позволяет устранить различные функциональные и эстетические дефекты: сколы режущего края, увеличенные межзубные промежутки, изменение цвета эмали.
Материалы
Для восстановления зубных тканей применяются микропротезы из металла, керамики, металлокерамики. Данные материалы превосходят по прочности и устойчивости к истиранию композитные составы, использующиеся при восстановлении зубных тканей прямым методом. После удаления большого количества твердых тканей в ходе лечения кариеса стоматолог может порекомендовать в качестве альтернативы протезированию реставрацию с использованием керамических вкладок.
Этапы
- Подготовка. При первом посещении стоматолога врач определит тип подходящей для восстановления формы зуба конструкции, при необходимости составит план лечения. Затем специалист сделает слепок, по которому будет изготовлен микропротез. Изготовление виниров или вкладок. Моделирование конструкции выполняется с учетом формы и оттенка контактирующих с ней зубных тканей. Изготовление микропротезов осуществляет зубной техник. Установка микропротеза. Во время второго посещения стоматолога врач закрепляет готовые конструкции на поверхности зуба при помощи специального состава.
Способы решения
Художественная реставрация зубов – это творческий процесс, который требует, как профессиональных навыков специалиста, так и эстетического вкуса, чтобы восстановить твердые ткани и придать идеальные формы.
Этим процессом руководит стоматолог-терапевт, который в зависимости от причин и объема работы, предложит пациенту оптимальную реконструкцию.
- с помощью конструкций;
- непосредственно в полости рта;
- косметический метод.
Первый вариант
Протезированием занимается стоматолог-ортопед. Перед установкой нужного сооружения пациент проходит обследование, и направляется на лечение. При проблемах с деснами подключается пародонтолог. Делаются слепки и отправляются в лабораторию, где зубной техник занимается моделированием.
Конструкции представляют собой: винировые (керамические) пластины, коронки и мосты.
Распространенный материал — винир. Пластина из него безопасна, удобна, можно максимально подобрать под цвет эмали, легко снимается, уступает пломбе в креплении. Процедура проводится за два посещения специалиста.
При мостовых сооружениях протезирование осуществляют адгезивным креплением (путем приклеивания). Это позволяет заместить один или два объекта. Соседние ткани могут не подвергаться обработке, на них крепятся силиконовые пластинки, дополнительно для опоры берут в работу тонкие перекладины, которые фиксируются в специальных углублениях. Мосты удобны и легко устанавливаются, при необходимости с небольшой обточкой, но подвержены быстрому износу.
Специалисты советуют их рассматривать как временную меру.
Коронки – несъемный протез, позволяющий замещать большую площадь поврежденного предмета, служат основой для мостов.
По составу они бывают:
- Металлические (титан, нержавеющая сталь, драгоценные металлы) – практичны, долговечны, но неэстетичные. Не применяют для передней зоны.
- Пластмассовые – недорогие, но подвержены истиранию, могут появляться трещины. Подходят как временные, перед установкой имплантов.
- Керамические – делают из фарфора, имеют эстетичный вид, но уступают в стойкости к трениям и ударам, поэтому практикуют только в реконструкции.
- Из диоксида циркония – протез на основе циркониевого каркаса, покрытого фарфором. Имеет высокую устойчивость к изнашиванию, максимально подходит под натуральную эмаль из-за способности пропускать свет.
- Комбинация металла и пластика – двухслойная имитация, недорогая, прочная, естественный цвет держится недолго, со временем проявляется металл. Делают для удаленных накладок.
Второй вариант
Реконструкция производится за один визит к стоматологу, путем наращивания с помощью композитного состава, световых пломб и современных технологий. Больной проходит предварительное лечение, гигиеническую чистку. Практикуют при небольшом объеме работ.
Специальная шкала оттенков помогает подобрать пломбе естественный тон. При большом изъяне используют штифт, который фиксируют в корне, для прочности имитации.
Художественная реставрация зубов отзывы вызвала противоречивые. Наращивание показало себя быстрым и экономичным решением проблемы, минимальное нанесение ущерба, но, к сожалению, имеет недолгий срок службы, может темнеть, существует возможность поломки или скола.
Третий вариант
Косметическая коррекция нужна для изменения формы и размеров, требует профессионального творческого подхода. Заменяет визиты к ортодонту.
Важно знать, что существуют противопоказания к данной процедуре: частый кариес, недоступный очаг заболевания, неглубокая полость, плохая гигиена.
Зубы после художественной реставрации избавляются от таких недостатков, как:
⦁ восстановление после глубокого кариеса.
Улучшение фронтальной зоны
Художественная реставрация передних зубов производится инновационными инструментами, так как к ней предъявляются строгие эстетические требования.
Рекомендуют для фронтальной части использовать стекловолоконные сооружения, для большей естественности.
Распространенный путь исправления – это микропротезирование.
Применяют щадящие способы при маленьких изъянах:
⦁ Виниры – искусственные накладки.
⦁ Люминиры – разновидность первых. Тонкие пластинки, требуют наименьшей обточки.
⦁ Вкладки – к ним прибегают при больших дефектах, для воссоздания основы. Делятся на культевые (под коронку) и восстановительные.
Современные виды моделирования
Воспроизведение моделей из воска (по Шульцу) – идеей является разделение предмета на части и копирование каждой части в отдельности.
Прямой метод (Ломиашвили) – делается на месте путем нанесения композитного состава на объект, тем самым копируя все анатомические тонкости.
Метод Ветчинкина – базируется на трех законах. Первый – устойчивость добивается за счет силы роста и тяжести. Второй – прочность достигается из-за скручивания в структуре материала. Третий – объединения простых объектов в сложные системы, для достижения эффективности.
Эти законы вступают в силу с основными принципами, как дополнительные ориентиры, для точного воспроизведения модели.
3D-моделирование – трехмерный томограф заменяет слепки и оттиски, с помощью компьютера и сканера детально воспроизводит строение челюсти, с кровеносными сосудами, пазухами и нервами. По этим данным фрезерный аппарат создает протез.
Особенности частичной реставрации
Передних зубов. Предполагает частичную коррекцию формы и оттенка резцов и клыков. Такая художественная реставрация передних зубов применяется при незначительных разрушениях в результате травмы или кариозного поражения. Чаще всего в данном случае важно устранить различные эстетические дефекты, которые становятся заметными при улыбке, поэтому особенно важно правильно подобрать подходящий по оттенку композитный материал.
Жевательных зубов. Коррекция их формы требует не меньшего внимания, чем при работе с резцами и клыками. При реставрации данных зубов важно точно воспроизвести форму режущего края и поверхностный микрорельеф. Это важно для сохранения жевательной функции и правильного прикуса.
Чтобы узнать больше о применяемых методах моделирования и реставрации, проконсультируйтесь со стоматологом. Для записи на прием в клинику сети Медлайн-Сервис позвоните по указанному вверху страницы телефону.
Кому показана художественная реставрация зубов
Подойдите к зеркалу. Широко улыбнитесь, откройте рот, даже маленьким зеркальцем воспользуйтесь, чтобы посмотреть состояние верхних зубов. Нашли изъяны? Такие как: кариес (черные пятна), старые пломбы, которые не совпадают с цветом ваших зубов, плоские пломбы, как «площадочки» без бороздочек и бугорков, пятна на зубах, сколы на передних зубах, стертость зубов, а может у вас передние зубы с «щелями» или попрасту кривые. Если вы нашли хотя бы один из этих изъянов, тогда добро пожаловать к нам на прямую реставрацию. Но, если у вас зуб разрушен более, чем на 2/3, тогда вам показано протезирование. Но все подробно вам сможет рассказать и подобрать оптимальный план лечения врач на бесплатной консультации. |
Ломиашвили художественное моделирование и реставрация зубов читать pdf
Все книги можно скачать бесплатно и без регистрации. Скачать бесплатно атлас по анатомии человека и гистологии. Название: Физика: Учебник для учащ. О — Ментальные симптомы Беннингаузен К — Местное обезболивание в амбулаторной стоматологии Кононенко Рожков — Местное обезболивание при операциях на лице, челюстях и зубах Вайсблат С. Регулятор функций Френкеля I типа для лечения дистоокклюзии с протрузией резцов верхней челюсти Хорошилкина Ф. Учебник по физике на планете гдз, скачать быстро и бесплатно книги, учебники по физике.
Пропедевтика стоматологических заболеваний — Скорикова Л. А., Волков В. А., Баженова Н. П.
В четвертом томе атласа анатомии под редакцией Синельникова рассмотрены строение, топография, функции и возрастные особенности центральной, периферической и вегетативной нервной системы, а также органов чувств. В — Витамины в стоматологии Голик — Возможные ошибки в диагностике и лечении кариеса Лобко С. Чикунов — Окклюзия и патология окклюзии Хорват Капп Баррет — Оперативная техника в терапевтической стоматологии по Стюрдеванту Роберсон Т. Аннотация: Учебник 9 класса завершает курс физики основной школы. . После ознакомления удалите книгу с вашего компьютера! Ю — Художественное моделирование и реставрация зубов Ломиашвили Аюпова — Цветоведение в эстетической стоматологии Луцкая И.
Скачать книгу Бажанов Н. Н. — Стоматология
Книга по запросу «скачать учебник перышкин 9 класс физика». Текст в атласе иллюстрирован оригинальными рисунками, фотографиями с препаратов и рентгенограммами. Такой подход вполне обоснован, ибо характер аномалии определяется в первую очередь элементами морфогенеза, которые были вовлечены в её развитие и в значительно меньшей степени специфичностью этиологических факторов. И — Руководство по челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии Тимофеев А. Учебник по физике для 9-го класса Перышнина А. В — Стоматологическая имплантология С. После ознакомления удалите книги с вашего компьютера! В книге хорошо изложен материал о современном представлении и метаболизме лекарственных препаратов и рациональной фармакотерапии.