Перегиб желчного пузыря у детей — чем опасен перегиб желчного для ребенка?

Перегибы, а также загибы такой структуры как желчный пузырь характеризуются нарушением анатомического строения органа с общим снижением его функционального состояния. В строении желчного пузыря различают три составляющие: шейку, область дна и само тело. При наполнении правильно расположенный желчный пузырь принимает грушевидную форму. Состояние перегиба приводит к его деформации и частичному или полному изменению правильной формы пузыря. Это явление и характеризуется как перегиб или загиб данного органа. Перегиб желчного пузыря часто встречается у детей.

Что такое перегиб?

Перегиб желчного: УЗИ

Перегибы в желчном пузыре носят как врожденный характер, так и приобретенный в результате ряда окружающих факторов. При врожденном характере, перегиб можно обнаружить совсем у новорожденного младенца и исправить его. Такие природные нарушения диагностируются компьютерным исследованием на процедуре УЗИ. Так как детские органы формируются взаимодействуя между собой, то изменение в форме желчного пузыря не будет мешать его нормальному функционированию и не вызовет какие либо проблемы. Приобретенный характер перегибов в желчном пузыре обязательно подвергается лечению. Чаще всего лечение бывает длительным и трудоемким.

Полученные в ходе, каких либо причин перекручивания мешают больному вести полноценную жизнь, из-за нарушения оттока от желчного потока и сбоями в работе пищеварительного тракта.

Почему возникают перегибы?

Как уже говорилось ранее, такая патология бывает врожденной и приобретенной. Врожденные дефекты возникают под влиянием генотипа человека и отрицательных факторов при внутриутробном развитии. Обычно врожденные перегибы не доставляют человеку дополнительного дискомфорта, а в детском возрасте могут сами исчезнуть. Приобретенные перегибы в пузыре у детей могут возникать по следующим причинам:

  • длительный эмоциональный стресс у ребенка;
  • чрезмерная двигательная активность;
  • сильное ожирение;
  • нарушение правильного рациона питания;
  • непосильный физический труд;
  • обострение хронического холецистита.

В детском возрасте не надо поднимать непосильную тяжесть, так как это может спровоцировать опущение внутренних органов и повлиять на появление перегибов в желчном пузыре. Приобретенные перегибы доставляют дискомфорт и подлежат обязательному лечению.

К перекручиванию пузыря может привести и желчекаменная болезнь, развивающаяся в детском возрасте. При этом желчный пузырь начинает отвисать под действием силы тяжести образовавшихся камней и как следствие возникает неизбежный перегиб шейного отдела органа. При данной патологии следует немедленно обратиться за консультацией в лечебное учреждение, иначе нарушение оттока образовавшейся в организме желчи в большинстве случаев приводит к проблемам в функционировании всех органов пищеварения.

Язык, нос, горло: все взаимосвязано

Носоглотка ребенка изнутри покрыта слизистой, которая в норме должна выполнять защитную функцию: задерживать вирусы, бактерии, частички пыли и других аллергенов. Но если слизистая пересыхает, она становится слишком тонкой и уязвимой.

Поэтому, кстати, в комнате ребенка должно быть прохладно и достаточно влажно.

Если же дома жарко, воздух сухой, слизистая носоглотки пересыхает, и любой вирус легко может проникнуть через истонченный защитный барьер. От этого возникают частые ОРВИ, связанные с насморком и отечностью носа.

Из-за этих заболеваний у ребенка нарушается носовое дыхание, у него постоянно приоткрыт рот и виден язык. Постепенно возникает привычка дышать ртом во сне.


Дыхание ртом во сне – очень тревожный признак

Рот приоткрывается, расширяя пространство для языка. И, разумеется, язык ребенка начинает занимать это дополнительное пространство во рту и вне его.

Так возникает дисфункция языка, затем она закрепляется в привычках у ребенка.

Возникает замкнутый круг: частые ОРВИ – заложенный нос – привычка дышать ртом – пересушенная слизистая – частые ОРВИ, а вдобавок возникает дисфункция языка.

Все это может привести к разрастанию лимфоидной ткани, а значит, к аденоидитам и тонзиллитам, поскольку именно нос обеспечивает фильтрацию воздуха, а при ротовом дыхании аллергены и вирусы попадают прямо в ротоглотку. При этом не происходит полноценного насыщения крови кислородом и нарушается ночной сон – по утрам ребенок встает невыспавшимся, днем ощущает сонливость и не может сконцентрироваться на учебе.

Обратите внимание: когда ребенок спит с открытым ртом – это очень тревожный симптом. Такая привычка легко переходит во взрослый возраст: возникают храп, апноэ и многочисленные негативные последствия от этого.

Признаки наличия перегибов

Соблюдение диеты при перегибе желчного — главное условие лечения

При наличии перегибов в желчном пузыре у ребенка ощущается боль в месте самого перекручивания органа. Болевые ощущения проявляются в правом боку, области спины и лопаток. Если в ходе перегиба желчь попала в брюшину, тогда ощущаются сильные боли в животе с переходом в левую область. С течением времени боли могут утихать, а затем снова появляться. У ребенка наблюдается вздутие в брюшной полости, резь, а также резкие перепады температуры тела, нарушение стула. Данные симптомы свидетельствуют о загибе в шейном отделе пузыря.

Если деформация желчного пузыря вызвана начавшимся воспалительным процессом, то возникают изменения в цвете кожи, обуславливающие приобретение землянистого оттенка. Симптомы проявления болезненных ощущений связаны с местом возникновения перегиба. Рассмотрим основные области возникновения дефектов, а также их симптоматические признаки:

  • Если перегиб возникает приграничной области тела и дна желчного пузыря, то больной ребенок ощущает боли в брюшной области, в ключице, грудине и под лопаткой. Часты приступы тошноты и рвоты, обычно проявляющиеся после приема пищи. На внешней поверхности языка у ребенка образуется своеобразный налет, а также возникают трещинки во внешних уголках ротовой полости. Данный вид патологии наиболее часто встречается в детском возрасте.
  • Если перекручивание желчного пузыря происходит в его шейном отделе, тогда на лицо становятся наиболее частые проявления болей в левом подреберье, сопровождающиеся тошнотой и повышенным газообразованием.
  • Бывают случаи, когда у больного возникает даже лихорадочное состояние. Перегиб шейки наиболее опасен и угрожает жизни, так как возможно проникновение образующейся желчи, в брюшную полость сопровождающееся образованием в организме перитонита.
  • Если наблюдается сочетанный тип перегиба, представляющего собой многочисленную деформацию желчного пузыря в разных его областях, тогда у больного наблюдаются сильные боли в животе. Иногда приемы пищи сопровождаются тошнотой и рвотным рефлексом.

Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста

Дизартрия (речедвигательное расстройство) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики, а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая.
Основные нарушения (структура дефекта) при дизартрии

Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого нёба) по типу спастичности, гипотонии или дистонии. 1. Спастичностъ — повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены. Язык «комом» оттянут назад, спинка его спастически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому нёбу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных звуков (палатализация). Иногда спастичный язык «жалом» вытянут вперед. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта (произвольное открывание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, напротив, приоткрыт. При этом обычно наблюдается повышенное слюнотечение (гиперсаливация). Активные движения при спастичности артикуляционных мышц ограничены. (Спастичность мышц отмечается при спастико-паретической дизартрии.) 2. Гипотония — снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному продвижению нёбной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назализация). (Гипотония артикуляционных мышц имеет место при спастико-паретической и атактической дизартрии.) 3. Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность звукопроизношения при дистонии — непостоянство искажений, замен и пропусков звуков. (Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии.)

У детей с неврологической патологией часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре (так же, как и в скелетной), т.е. в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Например, в язычной мускулатуре может отмечаться спастичность, а в лицевой и губной — гипотония. Во всех случаях имеется определенное соответствие нарушений тонуса в артикуляционной и скелетной мускулатуре. Нарушение подвижности артикуляционных мышц. Ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата — это основное проявление пареза этих мышц.

Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обусловливает нарушения звукопроизношения. При поражении мышц губ страдает произношение и гласных, и согласных звуков. Нарушается артикуляция в целом. Особенно грубо нарушено звукопроизношение при резком ограничении подвижности мышц языка. Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть различной — от полной невозможности до незначительного снижения объема и амплитуды артикуляционных движений языка и губ. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения (прежде всего поднимание языка вверх).

Специфические нарушения звукопроизношения: — стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их преодоления; — специфические трудности автоматизации звуков (процесс автоматизации требует большего количества времени, чем при дислалии). При несвоевременном окончании логопедических занятий приобретенные речевые умения часто распадаются; — нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (усредненность или редуцированность гласных); — преобладание межзубного и бокового произношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков; — оглушение звонких согласных (звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса; — смягчение твердых согласных звуков (палатализация); — нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке. При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность речи.

В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на две категории: антропофонические (искажения звуков) и фонологические (замены, смешения). При дизартрическом расстройстве наиболее типичным нарушением звукового строя речи является искажение звука.

Нарушения речевого дыхания. Нарушения дыхания у детей с дизартрией обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.

Нарушения голоса. Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого нёба, голосовых складок, языка и губ. Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий) и отклонения тембра голоса (глухой, назализованный, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, гортанный).

При различных формах дизартрии нарушения голоса носят специфический характер. Нарушения просодики (мелодико-интонационных и темпоритмических характеристик речи). Мелодико-интонационные расстройства часто относят к одним из наиболее стойких признаков дизартрии. Именно они в большой степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или немодулированным.

Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже — в ускорении. Иногда имеют место нарушения ритма речи (например, скандированность — «рубленая» речь, когда отмечается дополнительное количество ударений в словах).

Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате. У детей с дизартрией отмечается не только ограничение объема артикуляционных движений, но и слабость кинестетических ощущений артикуляционных поз и движений.

Вегетативные расстройства. Одним из наиболее частых вегетативных расстройств при дизартрии является гиперсаливация. Усиленное слюнотечение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц. Оно часто утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны) и снижения самоконтроля.

Гиперсаливация может быть выражена в различной степени. Она бывает постоянной или усиливается при определенных условиях. Даже легкая гиперсаливация (увлажнение уголков губ во время речи, небольшое подтекание слюны) свидетельствует о наличии у ребенка неврологической симптоматики. Реже встречаются такие вегетативные расстройства, как покраснение или бледность кожных покровов, повышенное потоотделение во время речи.

Нарушение акта приема пиши. У детей с дизартрией часто затруднено, а в тяжелых случаях отсутствует жевание твердой пищи, откусывание от куска. Часто отмечаются поперхивания, захлебывания при глотании. Затруднено питье из чашки. Иногда нарушена координация между дыханием и глотанием.

Наличие синкинезий. Синкинезии — непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных артикуляционных движений (например, дополнительное движение нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка). Оральные синкинезии — открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения. Повышение глоточного (рвотного) рефлекса. Нарушение координации движений (атаксия).

Атаксия проявляется в дисметрических, асинергических нарушениях и в скандированности ритма речи. Дисметрия — это несоразмерность, неточность произвольных артикуляционных движений. Она чаще всего выражается в виде гиперметрии, когда нужное движение реализуется более размашистым, утрированным, замедленным движением, чем это необходимо (чрезмерное увеличение двигательной амплитуды). Иногда наблюдается нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией (асинергия). Атаксия отмечается при атактической дизартрии.

Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре. Гиперкинезы — непроизвольные, неритмичные, насильственные; могут быть вычурные движения мышц языка, лица (гиперкинетическая дизартрия). Тремор — дрожание кончика языка (наиболее выражен при целенаправленных движениях). Тремор языка отмечается при атактической дизартрии.

Из книги Приходько О Г. « Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста.

Способы лечения

Перегиб желчного бессимптомно не проходит

Лечение дефектов, образующихся в строении резервуара для желчи, проводится в основном консервативными методами. Врач обязательно прописывает больному специальные лекарства, обладающие в организме преобладанием желчегонного действия, а также различные виды спазмолитиков, предотвращающие избыточное накопление в органе образующейся желчи. Широко применяется и физиотерапевтические методы. Назначенные лечащим врачом специальные процедуры направлены на улучшение кровопотока к органу и восстанавливают активность всех имеющихся мышц, а также способствуют их нормальному функционированию.

Во многих случаях ребенку прописывают посещение санаторных и курортных учреждений с целью повышения эффективности лечения.

Больному ребенку прописывают специальную диету. Обычно из повседневного меню исключают блюда с высоким содержанием жиров, жареную, а также острую пищу. Не нужно баловать ребенка изобилием сладких, а также кондитерских изделий. Также не надо злоупотреблять мучной продукцией и различными выпечками.

Остановка кровообращения и дыхания

Немедленно вызвать бригаду скорой помощи (реанимационную)!

  • Обеспечение проходимости дыхательных путей:
  1. при подозрении на травму шейного отдела позвоночника иммобилизируют шею
  2. очищают ротоглотку (грушей, пальцем)
  3. устраняют обструкцию, вызванную западением языка или сдавлением мягкими тканями шеи, выдвигают вперед нижнюю челюсть или приподнимают подбородок.
  4. улучшение проходимости дыхательных путей. Голову располагают по средней линии. Детям, в отличие от взрослых, не следует сильно запрокидывать голову, т.к. у детей это может привести к обструкции дыхательных путей. Под затылок кладут сложенное в несколько раз полотенце (взрослым – валик под плечи).
  • Начинают ИВЛ методом рот в рот (рот в рот и нос) и непрямой массаж грудной клетки. Эффективность вентиляции оценивают по экскурсии грудной клетки.

ИВЛ выполняют так, чтобы каждый вдох продолжался 1,0-1,5 с. Частота надавливаний на грудную клетку новорожденного – не менее 120 в мин, соотношение частоты вдуваний и надавливаний – 1:3. У детей более старшего возраста частота надавливаний – не менее100 в мин. Ребенка укладывают на жесткую поверхность и немедленно начинают непрямой массаж сердца. Отношение частоты вдуваний к частоте надавливаний на грудную клетку 1:5.

У грудных детей непрямой массаж проводят двумя способами: надавливают на грудную клетку средним и указательным пальцами одной руки, либо обхватывают ребенка двумя руками так, чтобы большие пальцы располагались на средней трети грудины, а остальные поддерживали спину.

В обоих случаях надавливают на нижнюю треть грудины (примерно на ширину пальца ниже сосков). У детей 1-2 лет на грудину надавливаю выступом ладони одной руки. У детей постарше и взрослых используют две руки. В обоих случаях надавливают на нижнюю треть грудины (примерно на ширину двух пальцев выше мечевидного отростка). Глубина опускания грудины: дети до года: 1,5-2,5 см, до 7-8 лет – 3-5 см, старше – 4-6 см. Эффективность непрямого массажа оценивают по пульсу на сонных и бедренных артериях. Реанимационные мероприятия нужно продолжать до прибытия врачей!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]